SANKER CUP 2020

SANKER CUP 2020
 

Pro-K / 3 – Интервью с Гаевским Святославом Олеговичем по итогам семинара

 Pro-KARATE 2017

Каждая следующая ученическая ступень в карате – это новый уровень компетенций, навыков, умений и самопознания человека. Учась управлять своим телом, познавая его возможности, мы находим собственный путь в боевом искусстве. Вместе с тем, каждый посвятивший себя занятиям единоборствами независимо от текущего уровня рано или поздно задаётся вопросом: а что будет там, на следующей ступени? Для тех, кто не хочет слишком долго оставлять этот вопрос без ответа, прекрасные возможности дают открытые мастер-классы и практические курсы. "Приоткрывая завесу", умелые инструкторы закладывают фундамент будущего мастерства энтузиастов и способствуют их скорейшему продвижению в дисциплине. Тем, кто уже прошёл свой путь от белого пояса до чёрного, подобные мероприятия окажут незаменимую помощь в понимании основ. Ведь без этого невозможно понимание более сложных элементов. Как известно, даже самые искусные мастера ката время от времени возвращаются к самому первому комплексу "Тайкёку-Шодан". Для тех же, кто преподаёт либо намерен преподавать карате в будущем, подробное изучение аттестационной программы каждой степени "кю" является залогом и личного успеха, и успеха учеников.

В рамках практического курса PRO-Karate 22 апреля 2017 года организованного Ассоциацией "Минская Федерация Карате", на базе МОО СК "Сэнкё" был проведён учебно-методический семинар, посвящённый презентации и разбору аттестационной программы на степень "6 кю" по Сётокан карате Ассоциации "Минская Федерация Карате". По окончании первого дня тренировок мы дополнительно пообщались со Святославом Олеговичем Гаевским – председателем технического комитета, обладателем 5-го дана. Свою беседу мы постарались выстроить таким образом, чтобы итоговый материал содержал в себе наши личные впечатления, дополнительно освещал рассмотренные проблемные вопросы, а также был интересен каждому, кто желал, но по каким-либо причинам не смог попасть на семинар.


_MG_6721

- Святослав Олегович, сегодня на семинаре Вы очень подробно рассмотрели каждый элемент аттестационной программы на "6-й кю" – "кихон", "ката", "якусоку-кумите". На данный момент я имею более раннюю степень и, возможно, поэтому хорошо ощутил на себе сложность будущего экзамена. Является ли уровень "6-го кю" своеобразной границей между "младшими" и "средними" ученическими поясами, или это только моё личное впечатление?

- С моей точки зрения, не стоит проводить подобных демаркационных линий. Любой процесс развития – это и процесс совершенствования. Конечно, можно бесконечно делать какую-то одну технику и добиться в этом успеха. Но изучая единоборство, мы также развиваем своё тело, адаптируем его к выполняемым техникам. Поэтому путь любого человека в карате начинается с простых действий и движется к освоению более сложных. С каждым новым "кю" Ваш технический арсенал будет расширяться и усложняться.

_MG_6723

- В сегодняшней тренировке Вы много внимания уделили разделу "кихон". Известно, что японцы называют "кихон" "ключом ко всему", и в ортодоксальных залах тренировка может почти полностью состоять из него. На Ваш взгляд, в чём заключена важность этого раздела?

- Прежде всего, давайте разберёмся, что такое "кихон". Слово "кихон" означает "основа", "база". Базовая техника, приёмы, принципы и навыки передвижений одинаковы для всех людей независимо от наличия и типа их специализации в карате. "Кихон" – это то, что позволяет заложить всё необходимое последовательно и обстоятельно. В прошлый раз, говоря о специализации, мы отметили, что она, по сути, является способом получения быстрого результата. При таком подходе есть момент предварительного отбора: мы выбираем людей, способных показать результат, и закладываем в них соответствующие умения. Обучая "кихон", мы не "отбираем" людей, а даём им возможность освоить правильные движения и техники. Именно на этих навыках любая дальнейшая специализация и основывается. Есть также люди, которые, не погружаясь в "культуру движений", начинают сразу изучать прикладной аспект их применения. Но и для этого нужны определённые базовые навыки. В той или иной форме "кихон" всегда будет присутствовать в тренировках.

_MG_6768

- Среди элементов раздела "кихон", которые отличают программу аттестации на "6-й кю" от программ предыдущих степеней, обширно представлена техника работы локтями. В связи с этим два вопроса. Скажите, техника работы локтей и работы рук в целом – это два разных раздела, или развитие в одном разделе способствует развитию в другом?

- Безусловно, развитие техники ударов локтями способствует развитию техники работы рук в целом. Локоть – это часть руки, и через фазу движения локтя выполняются и блоки, и удары. Особенно это важно для техники рубящих ударов. При выполнении ударов руками избежать движения, минуя локоть, невозможно в принципе.

_MG_6749

- И второй вопрос. Мощность локтевой техники неоспорима, как и возможность её практического применения. Однако в спортивном поединке удары локтями запрещены. Принесёт ли развитие такой техники пользу "кумитисту", или же на сегодняшний день это прерогатива "катистов"?

- Если мы пытаемся выделить спортивное карате из карате как целостного явления, то подразумеваем, что спортивная часть – это то, что ограничено некими правилами. Конечно же, если правила ограничивают ту или иную технику, то и применение её в спортивном поединке не имеет смысла. Соответственно, она не будет изучаться. Техника ударов локтями очень эффективна на близкой дистанции, однако правила соревнований не позволяют нам на этой дистанции даже находиться. Поэтому сегодня такие элементы могут использоваться спортсменами для получения тактического преимущества: например, локоть может быть выставлен при столкновении – оппонент "натыкается" на него. Это нельзя назвать спортивной техникой, это не приветствуется, но тем не менее применяется.

_MG_6827

- Во время проведения семинара Вы акцентировали внимание на том, в какой момент при передвижении и/или вхождении в стойку необходимо выполнять удар. Этот момент подробно демонстрировался на каждом элементе программы. Насколько сильно зависит успех каратиста от навыков перемещения и разработанности стоек, и как этот момент соотносится с развитостью движений рук и корпуса?

- Вы можете обладать хорошим ударом – как рукой, так и ногой. Если Вы умеете бить по какой-то неподвижной цели – скажем, по мешку, – это хорошо. Но следующий момент – это вопрос применения техники, и он наиболее сложный. Если у Вас недостаточно хорошо развиты навыки перемещения, то осуществить эффективный удар может быть практически невозможно. Именно поэтому проработка данного вопроса так важна. Умение перемещаться – это одновременно и контроль правильной дистанции выполнения приёма.

_MG_6921

- Кроме того, Вы заостряли внимание на понятии ударной поверхности – в особенности, при отработке удара "уракен-учи". Какую роль данный вопрос играет в спортивном и прикладном аспекте?

- Рассматривая этот вопрос, мы должны снова вернуться к тому, что необходимо постепенно, правильно изучать технику. Правильный удар – это прежде всего удар, который наносится определённой ударной поверхностью в определённую точку, и на эту ударную поверхность приходится большая нагрузка. Именно поэтому так важны не только чёткое понимание правильной траектории удара, правильного положения руки или ноги, но и того, какой зоной наносится удар, а также закалка этой зоны. Скажем, Вы бьёте рукой. Вы разгоняете конечность, но и с другой стороны в Вашу сторону тоже может происходить движение. Вы можете ударить со всей силы, но если ударная поверхность сформирована неправильно, если суставы не укреплены, то есть риск получить перелом пальцев или кистевой перелом. И неизвестно, у кого после такого удара проблем будет больше. Поэтому правильная закалка ударных поверхностей даёт Вам ещё и важную психологическую способность: уверенность, что Вы не боитесь нанести удар в полную силу.

_MG_7005

- Рассматривая технику ударов ногами, Вы уделили особое внимание технике "мае-гери", вопросам правильной траектории удара. Аттестуясь на "6-й кю" в подразделе "кэри-вадза", обучающиеся демонстрируют технику "мае-гери-кекоми" – проникающий удар. Помимо него, существует "мае-гери-кеаге" – подбивающий удар, траектория которого сложнее. На Ваш взгляд, есть ли смысл в изучении данного удара до того, как освоен первый - проникающий удар?

- Изучать данный удар необходимо. "Мае-гери" – это техника, которая осваивается практически с первых шагов обучения. Поэтому, нет смысла ждать от ученика полного освоения техники проникающего удара, нужно отрабатывать оба варианта. На мой взгляд, техника проникающего удара - его применение, сложнее, т.к "кекоми" – это чаще встречный удар, и здесь требуется хорошее чувство времени и скорость выполнения. Понятно, что техника карате сложная и требует хорошей подготовки: определённой гибкости, подвижности суставов, достаточно крепкого мышечного корсета. Необходимы подводящие упражнения, разъяснение, наработка правильной траектории движения и формирование ударных поверхностей, умения акцентировать удар. Ещё одна причина, по которой стоит осваивать оба вида удара "мае-гери" – их анатомическое удобство для человека. "Маваши-гери" или "йоко-гери", например, в сравнении с ними выполнить сложнее. Так устроен человек: при ходьбе мы делаем шаги вперёд и назад, но в сторону, как правило, не ходим и ногу по круговой траектории при этом не "забрасываем". Поэтому данные техники нужно выполнять, когда есть их чёткое понимание, достигнута хорошая подвижность в суставах, хорошо укреплён мышечный корсет.

_MG_6775


Следующий тренировочный день в рамках семинара PRO-Karate был посвящён технике ударов руками кизами-цуки.

Фундаментальным понятием боевого искусства карате является понятие удара. Умение правильно подготовить удар, нанести его в нужную зону и быть готовым к дальнейшим действиям – вот "три кита", на которых каждый тренер, заботящийся об успехе своих подопечных, выстраивает программу подготовки. Во время тренировочного процесса у человека происходят закалка характера, выработка волевых качеств, приобретаются выдержка и уравновешенность. Однако если итогом сложной работы и затраченных усилий не становится поставленный удар и готовность к его применению, то теряется прикладной аспект дисциплины. Более того, неочевидными становятся компетенции каратиста в качестве "объекта защиты и нападения", как определял его создатель стиля Сюдокан Канкен Тояма. Демонстрация правильной ударной техники – это, без сомнения, свидетельство понимания основ боевого искусства. Одной из самых распространённых техник в большинстве ударных стилей являются прямые удары руками.

23 апреля 2017 года на базе МОО СК "Сэнкё" состоялся семинар по технике удара "кидзами-цуки" (удар передней рукой). Данный семинар, являющийся частью программы PRO-Karate, был призван наглядно представить правильную технику удара, специальные упражнения для выработки силы, скорости, точности и правильной траектории удара, а также принципы применения приёма как отдельно, так и в комбинации с другими техниками. Как и в прошлый раз, по окончании тренировочного дня мы пообщались с руководителем программы, обладателем чёрного пояса 5-го дана и председателем технического комитета Ассоциации "Минская Федерация Карате" Гаевским Святославом Олеговичем.


- Святослав Олегович, сегодня Вы провели третий семинар в рамках практического курса PRO-Karate и вторую тренировку раздела PRO-K/3. Скажите, всё ли удалось охватить из запланированного?

- В соответствии с программой семинара, сегодня был проведен разбор техники удара передней рукой - "кидзами-дзуки", представлены подводящие упражнения, продемонстрированы способы совершенствования удара. На мой взгляд, все хорошо потрудились и поставленные перед нами задачи мы выполнили, а совершенствованию нет предела.

- Техника "кидзами-цуки" была продемонстрирована Вами в многочисленных вариациях. Такое разнообразие связано с общим разнообразием техники рук в карате Сётокан, или же удар "кидзами-дзуки" имеет в данном стиле особое значение?

- Особого заначения нет, каждая техника важна и должна быть хорошо усвоена. Как мы уже говорили с Вами ранее, изучить приём – это первая задача. Но даже если он хорошо изучен, следующим встаёт вопрос его применения. Вы можете успешно демонстрировать технику без партнёра, а при работе с оппонентом она может оказаться не такой эффективной. Потому что в данном случае появляются вопросы правильной дистанции, подготовки и выбора времени выполнения приёма. То, что Вы видели и отрабатывали сегодня – это не "вариации техники", это один и тот же удар. Выполнение техники с места, с выпадом вперёд, с уходом с линии атаки, на разрыве дистанции и т.д. "Кидзами-дзуки" – это универсальная техника, которая может быть как атакующей, так и упреждающей, контратакующей.

- По поводу акцентов. Для человека неподготовленного выражение "техника ударов руками", скорее всего, будет восприниматься буквально. В процессе разъяснения техники "кидзами-дзуки" Вы делали особый акцент на работе ног. Сама тренировка была начата с этого: Вы предложили ряд подводящих упражнений на перемещение, в том числе и прыжкового типа. Удар "кидзами-дзуки" проводится главным образом в область "дзёдан" – и потому, возможно, не требует такого приложения силы, как удар "гяку-дзуки", проводимый в корпус. Скажите, какие преимущества правильная работа ног даёт помимо увеличения силы удара?

- Практически все удары выполняются с использованием опоры. Если отсутствует хорошая точка опоры, правильная инициация движения, то и качественный приём провести невозможно. Поэтому все удары так или иначе исходят от ног. Особая эффективность техники "кидзами-дзуки" заключается в том, что рука, проводящая удар, находится ближе всего к противнику. Движение в этом случае короче и быстрее, чем в случае с более сильным, но более длинным и более заметным ударом "гяку-дзуки". Хорошая работа ног даёт возможность сделать удар ещё более эффективным за счёт возможности в нужный момент быстро сократить дистанцию для проведения приёма и выйти из него.

_MG_6918

- Приём "гяку-дзуки" Вы вспоминали и во время тренировки. Скажите, удары "кидзами-дзуки" и "гяку-дзуки" всегда идут вместе, или же "кидзами-дзуки" – самодостаточная техника? Можно ли провести эффективную и оцениваемую атаку только с использованием "кидзами-дзуки"?

- Разумеется, можно. Если удар выполнен правильно и достиг цели, прозвучит команда "Ямэ!", бой будет остановлен и прием будет оценен. Если же нет, то дальнейшее развитие атаки может происходить с использованием "гяку-дзуки" или ударом ногой. Если не касаться спортивного поединка, где оценивается одно эффективное действие, помимо рассмотренных прямых ударов руками, Вы также можете "обрабатывать" оппонента передней рукой с помощью кругового удара, комбинацией прямого и кругового и т.д.

_MG_7086

- Скажите, "кидзами-дзуки" чем-то отличается от боксёрского "джеба"?

- Во многом они схожи. Даже в переводе они означают – внезапный удар. И тот, и другой удар должен быть незаметным, выполняться без замаха – срываться с места. В боксе бой происходит на другой дистанции, и "джеб" используется в разных целях: для завязки боя, сдерживания противника на расстоянии, остановки атаки противника, получения психологического преимущества. При этом "джеб" не выполняется как акцентированный удар, в который вкладывается вся сила. В карате удар всегда выполняется как акцентированный, силовой, подобно прямому в боксе. Очень важно овладеть техникой этого удара. Если говорить о поединке в боксе, то 70 процентов работы в нём делает именно она. Передняя рука постоянно должна "стучать". Наступаешь – бьёшь, отступаешь – тоже бьёшь. Есть выражение: "Кто хорошо владеет передней рукой, тот управляет миром".

_MG_6983

- Техника "кидзами-дзуки" чаще используется для поражения верхнего уровня. Насколько она будет эффективна, если сталкиваются оппоненты со значительной разницей в росте и одному из спортсменов проводить атаку в голову сложнее?

- "Кидзами-дзуки" может быть проведён и в корпус. Сегодня на семинаре мы разбирали это. Если мы говорим о таком применении в спортивном поединке, то есть вероятность, что данное действие будет сложно оценить: корпус бьющего будет находиться несколько в наклоне; возможно, технику вовсе сочтут опасной из-за ухода корпуса вниз. Очень сложно, демонстрируя приём таким образом, проявить качества, соответствующие критериям оценки. Но в реальной ситуации, если Вы точно пробьёте передней рукой в корпус, то организм оппонента "откликнется" на такое действие.

_MG_7073

- Позвольте несколько вопросов, ответы на которые особенно заинтересуют тех, кто желал, но не смог присутствовать на семинаре. В процессе отработки "кидзами-цуки" были применены несколько дополнительных тренировочных приспособлений. В частности, разнообразной была работа с листом бумаги. Скажите, насколько такая работа эффективна для постановки удара? В чём её особенность по сравнению с работой на мешке или на "макиваре"?

- Работа на каждом типе тренировочного приспособления служит формированию определённых качеств. Так, при отработке ударов на лапах нарабатываются точность и комбинаторика, на "макиваре" укрепляется ударная часть и формируется правильное положение, на мешке – сила удара. Мешок как спортивный снаряд имеет определённый вес, и Вы должны вложить в удар достаточно силы, чтобы он имел поражающую способность. Лист бумаги – самый простой "снаряд", который всегда окажется у Вас под рукой в случае, если не будет ничего другого. "Кидзами-дзуки" – это внезапный, скоростной удар. И нужные для него "взрывные" качества очень хорошо формируются именно работой по листу бумаги. Это также позволяет хорошо почувствовать дистанцию удара. Кроме того, по бумаге можно бить смелее в полную силу. Когда спортсмен бьёт в мешок, то сталкивается с большой нагрузкой на суставы в виде отдачи. Неправильное положение руки при ударе может сказаться на здоровье. Поэтому отработка ударов по мешку должна осуществляться тогда, когда хорошо освоена техника удара.

- Помимо бумаги, сегодня также были применены резиновые жгуты. В чём преимущества этого приспособления?

- Работа с резиновым жгутом даёт нам возможность почувствовать, какие группы мышц работают при ударе, какие фазы напряжения и расслабления происходят в момент выполнения техники. Допустим, мы просим спортсмена сымитировать натяжение лука. Он может привести руки в нужное положение, но при этом он не почувствует, какие группы мышц удерживают лук, а какие натягивают тетиву. Искусственно создать нужное ощущение невозможно. Только реально натянув тетиву несколько раз, он поймёт, какие мышцы участвуют в движении. Для этого и нужна резина при отработке ударов – нужно почувствовать, запомнить, у Вас должна остаться мышечная память движения.

- Также сегодня была применена работа с палкой. Для чего нужна была она?

- Работа с палкой нужна была просто как своеобразная "метафора", с помощью неё я хотел провести нужную параллель. Выполняя технику, мы иногда не до конца понимаем её, поскольку не улавливаем ту "невидимую линию", которая связывает нас с противником при ударе. С помощью работы с оружием проще почувствовать сам принцип техники. При этом наглядно демонстрируется положение рук, положение ног, выполнение самого движения. Поняв, как сделать это с оружием, потом проще разобраться, как приём работает без него.

- Работа с оружием и без оружия в восточных единоборствах – это взаимосвязанные разделы?

- Моё мнение таково, что подобным образом дела обстоят в каждом виде традиционных боевых искусств. Возьмём тайландский бокс. "Муай-тай" – это его современная форма, но есть и более древняя – "муай-боран", техника и движения которого во многом построены на работе с оружием. Предполагается использование двух тайских мечей, тонфа. В филиппинской школе техники работы с ножом, палками и без оружия также имеют общие принципы. Так и техника карате построена на противостоянии оппоненту, вооружённому традиционным для этой страны видом оружия. Поэтому оба раздела взаимосвязаны, по-другому и быть не может.

- И с Вашей стороны, и со стороны второго руководителя семинара Пятько Павла Станиславовича сегодня было много разъяснений по поводу работы мышц. Вы подробно объясняли, чему при ударе "кидзами-дзуки" служит двуглавая и трёхглавая мышцы, широчайшая мышца спины и т.д. Значит ли это, что для успеха в изучении боевых искусств нужно не только наработать хорошие рефлексы, но и быть подкованным анатомически?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мне нужно пояснить своё отношение к обучению как к понятию в целом. Обучение – это раскрытие тех способностей, которые уже заложены внутри нас. Это касается не только занятий карате, но и любой другой деятельности. В нас природой изначально заложены и хороший удар, и способность плыть как рыба, проводить сложные расчёты и многое другое, о чем мы даже не догадываемся. Чтобы понять это, чтобы раскрыть свои возможности, мы учимся. Именно поэтому так важно знать, где и какие мышцы в каком случае работают. Мы должны узнать возможности нашего тела, ума.

_MG_6791

- И заключительный вопрос. И вчера, и сегодня на семинаре Вы подробно разбирали каждый элемент. На Ваш взгляд, возможно ли сегодня заинтересованному человеку так же качественно освоить технику самостоятельно, опираясь на открытые источники?

- Сложно ответить однозначно. Источников информации и самой информации сегодня действительно много. Но проблема в том, как вы её воспринимаете. Если человек опытный, то, получив нужную информацию, он поймёт, как и что работает, уловит и принцип. Если нет, будет просто копировать увиденное. Но насколько правильно он будет это делать? Поэтому тренироваться желательно всё-таки под руководством специалиста. Информацией, которая нас окружает, нужно пользоваться умело. Сколько бы раз Вы не видели как заваривается чай, вкус его вы не почувствуете.

_MG_6765


Сергей Маевский.

Фото предоставлены Сергеем Филипповичем. Больше фото с семинара смотрите в клубном аккаунте Flickr.

Поделиться:

Отправить новый комментарий

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • You can embed tablemanager tables within your nodes using the following syntax:
    [tablemanager:table_id,pagination,admin_links,column=?|start=?|end=?,attribute=?|attribute=?|...]
Больше информации о возможностях форматирования

Контакты:

Наш адрес
г. Минск,
ул Некрасова, 7

Телефон
(c 9:00 до 20:00)
+375 29 611 7907

E-mail
senko@bk.ru

All visitors