Дата публикации: 04.03.2024г.
Павел Пятько
PRO – каратэ. Сборник статей.
Минск 2024
Содержание
2. Методика обучения каратэ – этапы подготовки.
3. Методика обучения каратэ – пять уровней подготовки, временные рамки освоения техники каратэ:
• Введение.
• Временные рамки освоения техники каратэ?
• Первый уровень подготовки.
• Второй уровень подготовки.
• Третий уровень подготовки.
• Четвёртый уровень подготовки.
• Пятый уровень подготовки.
4. Методика обучения каратэ – дети до 16 лет. Три кризиса ответственности родителей.
5. Методика обучения каратэ – единство и борьба противоположностей. Влияние социокультурных правил на развитие и формирование будущего каратиста.
• Эмоциональное развитие личности.
• Пять стадий развития конфликта.
• Влияние социокультурных правил на развитие и формирование будущего каратиста.
• Что же такое каратэ?
1. Пролог.
В данном сборнике статей вы не найдёте рецепта как стать чемпионом. В нём нет объяснения биомеханики тех или иных движений, как нет и дозировок нагрузок, нет разбора тактических моделей, нет анализа достижения результата в той или иной зоне ЧСС. Чем же тогда он интересен?
Прежде всего тем, что он раскрывает внутреннюю структуру традиционной методики обучения каратэ. Заметьте не традиционного каратэ, а именно традиционной методики обучения!
Помимо этого, в собранных статьях вы найдёте ответы на многие интересующие вас вопросы из области психологии взаимоотношений и сможете лучше ориентироваться в мире единоборств и не только.
Также в сборнике затрагивается тема «отцов и детей». Возможно после изучения этого раздела вам будет проще найти взаимопонимание со своим юным спортсменом.
Безусловно в текстах есть что-то ещё, между строк…
2. Методика обучения каратэ – этапы подготовки.
1. Раздел технической подготовки:
1.1. Формирование умений и навыков по перемещению тела в прямолинейном направлении. Применительно к экзаменационной программе затрагивает этап с 9 по 7(6) кю.
1.2. Формирование умений и навыков по выполнению технических действий(ударов) в направлении сбоку и в бок. Характеризуется глубоким разбором последовательных действий опорно-двигательного аппарата (биомеханика). Тщательно разбирается суставная гимнастика с акцентом на профилактику возможных профзаболеваний. Применительно к экзаменационной программе затрагивает этап с 6 по 4(3) кю.
1.3. Формирование умений и навыков к перемещению тела вращением вперёд и/или назад. Затрагивает тренировку вестибулярного аппарата, а также отработку страховок при падении. На этом этапе разучивается техника выведения из равновесия. Применительно к экзаменационной программе затрагивает этап с 3 по 1 кю.
2. Раздел физической подготовки:
2.1. Применительно к пункту 1.1. развитие физических качеств проходит в соотношении 60% - ОРУ и 40% - СФП. Предполагается работа исключительно с собственным телом (весом).
2.2. Применительно к пункту 1.2. развитие физических качеств проходит в соотношении 70% - СФП и 30% - ОФП. Допускается работа с небольшими отягощениями, не влияющими на формирование техники приёма. На этом этапе уже можно и нужно говорить о создании некоего фундамента силовой выносливости.
2.3. Применительно к пункту 1.3. на первое место в подготовке выходит развитие скорости и ловкости. Соотношение СФП и ОФП смещается к границам 80% на 20%.
3. Раздел психологической подготовки:
3.1. С первого этапа и далее у занимающихся формируется установка концентрировать внимание на создании усилия в направлении действия. На этой стадии подготовки эта задача является необходимым и достаточным условием прогресса. Занимающиеся знакомятся с понятием КЭНСЕЙ – акцентированным выдохом, сопровождаемым тем или иным звуком (криком).
3.2. На втором этапе подготовки к концентрации внимания добавляется целенаправленная работа на развитие морально-волевых качеств. Разбираются различные ситуации перехватывания инициативы в возможных стандартных комбинациях Кихон-Иппон-кумитэ. Изюминкой данной методики является выполнение защитных действий в полную силу в направлении атакующего, но без «эффективного касания» с ним. То есть блок (непосредственно защитное действие) выполняется в контакт, а удар за счёт которого происходит перехват инициативы останавливается в двух трёх сантиметрах от цели.
3.3. На третьем этапе одновременно решается несколько задач:
• Всё что делалось раньше требуется выполнять на более высокой скорости, а всё что касается увеличения скорости невозможно без усилия над собой;
• Контроль равновесия после разнообразных вращений в сочетании с созданием усилия в направлении действия переводят внутреннее состояние занимающегося на более высокий уровень собранности;
• В методике появляются упражнения по преодолению стрессовых ситуаций, формируется нацеленность на достижение результата несмотря ни на что. Неуспешная атака (КАЭСИ-КУМИТЭ) и неуспешная защита (ОКУРИ-КУМИТЭ) - это набор стандартных комбинаций, состоящих из двух шагов (тактов), где на первом шаге отрабатывающий задачу заведомо проигрывает, а на втором обязан победить.
• Замыкают систему подготовки упражнения ДЗИЮ-ИППОН-КУМИТЭ. На этапе разучивания - это просто разбор тех или иных стандартных ситуаций применительно к заранее обозначенному атакующему действию (4 варианта атаки руками и 4 варианта ногами). Данная методика затрагивает такие важные компоненты поединка как развитие спонтанной реакции, а также «реакции выбора».
• Именно здесь становится понятна роль развития умения концентрироваться на конкретной ситуации(конфликте). В этом контексте возникает закономерный вопрос, как прогрессировать в каратэ, если количество спарринг-партнёров ограниченно? Действительно, рано или поздно мы привыкаем к тем, с кем тренируемся. Нам становится понятна скорость, координационная способность, психологическая стабильность и многие другие качества наших товарищей. Второй вопрос состоит в том, как научиться удерживать концентрацию внимания продолжительное время? Ответом на эти вопросы может стать тот раздел методики о котором мы ранее не упоминали, а именно – КАТА. Совершенствование в этом разделе позволяет постоянно и что очень важно независимо от возраста, и стажа занятий развивать концентрацию внимания на себе («уходить в себя»). Продолжительность демонстрации варьируется от формы к форме в диапазоне от 30 секунд и до 1,5 – 2 минут, что как раз и отвечает на один из выше сформированных вопросов. Таким образом, раз за разом отыгрывая проделанную ранее комплексную работу по развитию тех или иных качеств через КАТА мы сохраняем возможность двигаться дальше на пути самосовершенствования.
3. Методика обучения каратэ – пять уровней подготовки, временные рамки освоения техники каратэ.
Введение.
1. Необходимые допущения для понимания написанного материала:
1.1. Каратэ – восточное единоборство, ставящее перед собой целью – гармоничное развитие личности;
1.2. Каратэ – не является «мультиком для детей», а требует некоторого, пусть и небольшого, жизненного опыта. Поэтому, рассматриваемые ниже временные рамки относятся к лицам старше 16 лет.
1.3. Существует три взгляда на систему Каратэ:
• Оптимистичный – Каратэ – супер-система;
• Реалистичный – эффективность системы зависит от мастерства конкретного исполнителя;
• Медианный – истина в ответе на этот вопрос лежит где-то посредине.
Для оценки системы мы будем придерживаться медианного подхода.
1.4. Каратэ – невозможно купить. Им нужно заниматься.
1.5. Сколько времени мы хотим или можем посвятить занятиям каратэ? Что мы сможем получить в конечном итоге за потраченное нами время?
Подведём промежуточный итог – в рассматриваемом материале речь пойдёт о гармоничном развитии личности старше 16 лет средних физических и координационных способностей которая хочет заниматься каратэ как системой и готова пожертвовать часть своей жизни для этого желательно с гарантией результата.
2. Давайте немного пофантазируем. Представим себе группу в 100 человек, собранных вместе по выше обозначенным критериям. Цифра 100 взята для простоты последующих умозаключений. Соотношение мужчин и женщин в группе значения не имеет, хотя можно было бы рассматривать и гендерно однородную группу тех или других. Верхнюю границу возраста обозначим в 25 – 30 лет.
3. Итак, группа собрана. Инструктаж по технике безопасности проведен. Всем доведена информация о том, что занятия будут проходить постоянно через день по полтора часа и каждый желающий в любой момент может покинуть группу.
4. Занятия проводит специалист (сенсей) с уровнем подготовки не ниже 3-го Дана. Его работа основана на принципе – Делай как я, то есть он сам работает вместе с группой (выполняет те же упражнения), а не просто «читает методичку». Дальше мы ещё вернёмся к роли тренера в единоборствах и каратэ в частности, и попробуем разобраться в значении его квалификации для занимающихся.
5. На тренировках используются только те упражнения и те приёмы которые соответствуют именно этому этапу подготовки. Например, на первом этапе исключены броски и удары в прыжке, не объясняется и не отрабатывается принцип SEN-NO-SEN (ОПЕРЕЖЕНИЕ техники соперника), и т.д.
Временные рамки освоения техники каратэ?
Рассматривая ответ на этот вопрос нужно ясно себе представлять первоначальную идею отцов основателей по масштабированию процессов обучения каратэ. Если обобщить все попытки продвижения под одним лозунгом – Каратэ доступно каждому – то мы поймём, как эта система попала в общеобразовательные школы Окинавы. Почему понимание и принятие этой идеи очень важно для нас в рамках данной работы? Всё очень просто. Каратэ – действительно доступно каждому или говоря словами из поговорки: «Не боги горшки обжигают».
Итак, наша группа из 100 человек приступила к тренировкам под руководством некоего сенсея по стандартной программе обучения каратэ. Техническая часть методики разделена на ученические этапы, называемые кю или киу. Всего их 9 плюс к ним есть ещё 3 «мастерских» ступени. История появления, развития и совершенствования программы обучения достойна отдельного разговора. Она изобилует легендами и мифами из жизни старых мастеров в перемешку с реальными историческими событиями. Нас же интересует практическая часть обучения, сформированная в вопросах от занимающихся в нашей группе:
• Какая техника изучается на данном этапе?
• Какие психологические моменты затрагивает?
• Как долго нужно осваивать материал этапа?
Сопоставляя первые два вопроса с содержанием собственно программы обучения можно выделить 5 уровней подготовки:
1. Первый уровень – 9,8,7 кю
2. Второй уровень – 6,5,4 кю
3. Третий уровень – 3,2.1 кю
4. Четвёртый уровень – 1 Дан
5. Пятый уровень – 2-й и последующие даны.
Первый уровень подготовки.
На этом этапе занимающиеся знакомятся с терминологией каратэ, изучают простейшие технические действия, узнают возможности своего организма. Освоение каждой ступени занимает 3 месяца при условии выполнения выше обозначенных требований. Группа полна энтузиазма и погружена в некий ореол таинственности…
На выходе из этого уровня, то есть через 9 месяцев непрерывной работы мы имеем дисциплинированного, физически подготовленного, замотивированного занимающегося. При этом состав группы уменьшается на 5-10%. Уходят те, кто не выдерживает ритма тренировок. Подводит внутренняя организация, то есть дисциплина.
Второй уровень подготовки.
В этом цикле занимающимся приходится существенно расширять свою координационную базу из-за чего скорость прохождения каждой ступени может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей. Где-то в чём-то каждому члену группы приходится себя преодолевать и что наиболее важно, поддерживать друг друга. Формируется осознанная необходимость доверять своему партнёру и приходит понимание эффективности того или иного приёма. На освоение одной ступени в зависимости от индивидуальных возможностей уходит от 3-х до 4-х месяцев, а на весь этап от 9 до 12 месяцев.
В итоге через 9 – 12 месяцев непрерывной работы мы имеем дисциплинированного, трудолюбивого, физически подготовленного, координационно развитого, замотивированного побеждать занимающегося. Именно в этом промежутке обучения закладываются предпосылки к развитию решающей техники (Тодоме-вадза). При этом состав группы уменьшается на 20-25%. Уходят те, кто не готов работать над собой в развитии подвижности тазобедренных суставов, в совершенствовании координационной способности. В основе принятия решения прекратить тренировки лежит вопрос веры в собственные силы и желание получать только положительные эмоции от себя любимого.
Нужно отметить что к этому моменту, то есть от старта занятий, уже прошло от 18 до 21 месяца жизни наших испытуемых. Как соотносятся приобретённые качества с потраченным временем? Каждый решает сам, но уже к следующему этапу, если считать 1%=1 человек в группе остаётся только 65% и это ещё неплохой вариант.
Третий уровень подготовки.
Он примечателен тем, что каждая его ступень требует всё больших и больших психологических, внутренних усилий на пути к цели. Это касается возрастающих требований к скоростно-силовой подготовке, к развитию координационной способности. Здесь группа впервые узнаёт, что есть оказывается неуспешная атака и неуспешная защита, что далеко не всегда первое касание равно победа, что есть броски и добивания после которых нужно вставать и бороться дальше. Происходит мучительный процесс формирования или воспитания морально-волевых качеств, становления характера. Очень важно заметить, что вплоть до освоения последней ступени все техники и приёмы разучиваются и отрабатываются всеми занимающимися без права рассуждения: нравится - не нравится. Только при подготовке к сдаче экзамена на 1 кю появляется возможность выбирать те или иные приёмы из ранее уже отработанных.
Несмотря на описанные выше трудности время на одну ступень, как и раньше составляет 3 – 4 месяца. Сенсей постоянно нагнетает ситуацию по срокам подготовки к экзамену. Ему важно вывести занимающихся на определённый уровень психологической готовности и удержать на нём группу до самого последнего поклона после прохождения данного уровня. В отличии от предыдущих этапов здесь отсев в 20% – 25% происходит после каждой ступени подготовки.
Таким образом, минимум через 27 месяцев или 2 года с четвертью перед нами предстанет изрядно поредевший коллектив, в котором о каждом можно сказать следующее: «Это человек - дисциплинированный, трудолюбивый, физически подготовленный, координационно развитый, обладающий морально-волевыми качествами, умеющий ставить перед собой цели и достигать поставленного результата, нацеленный на победу в любой ситуации». О том, что он (человек) здоровый мы сознательно умалчиваем.
При идеальном стечении обстоятельств к следующему уровню у нас останется до 15 человек в группе…
Четвёртый уровень подготовки.
На мой взгляд он самый сложный из всех предыдущих. Независимо от ваших талантов на подготовку к тесту отводится 6 месяцев. С одной стороны, вы всё знаете, а с другой в том, что вы знаете вас практически нет. Вам предстоит определится с любимым ката и заявить об этом окружающим, то есть перейти на качественно новый уровень в понимании приёмов и раскрыть это в своей демонстрации, а также сформировать свой уникальный стиль борьбы, найти свой любимый приём и так далее…
Это первый экзамен, результат которого должен больше интересовать претендента нежели экзаменатора. Сенсей бездействует. Вы спрашиваете – он отвечает, не более того.
Преодолев в себе, назовём их сомнения (страх публичного выступления и страх получения возможной травмы от работы в свободном поединке), наши занимающиеся, сгорая от нетерпения выходят сдавать экзамен на 1 Дан (чёрный пояс). Удивительно, но основным подвохом при прохождении теста является не поединок с неизвестным соперником, а наоборот, борьба с самим собой. От внутреннего спокойствия зависит правильность выполнения стандартов школы при демонстрации ранее изученного ката, выбранного для каждого сдающего тест экзаменатором совершенно случайным образом.
Экзамен сдан. Мастерская ступень достигнута. На это у наших испытуемых ушло 33 месяца непрерывных занятий по самосовершенствованию и саморазвитию под постоянным контролем сенсея, в данном контексте – более опытного представителя школы (стиля) каратэ.
Каков итог этого титанического труда?
Обобщая все вышеперечисленные положительные характеристики в одну фразу, мы получаем – Человека, любящего жизнь во всех её проявлениях. Именно жизнелюбие является главным результатом всей ранее проделанной работы. Стоит оно того или нет? На мой взгляд ответ однозначный – да. Установка – жить и развиваться без всяких сомнений поможет в дальнейшем каждому выпускнику Школы в любой сфере жизнедеятельности.
Имея практический опыт преподавания каратэ с 1991 года могу добавить к сказанному следующее:
• 33 месяца на весь курс – это очень яркая, теоретически обоснованная цифра. На самом деле в жизни всё несколько иначе, но и я настаиваю на том, что 1 Дан - доступен каждому (Каратэ доступно каждому) правда за более длительное время. Для занимающегося средних возможностей это что-то около 5 лет (60 месяцев). В этом промежутке учтены пропуски тренировок по уважительной причине и не только, а также борьба с исправлением возможных собственных физических и координационных недостатков.
• Если вы внимательно прочли данный материал, то должны были заметить отсутствие в тексте хоть какого-нибудь упоминания о соревновательной деятельности и вот почему:
1. Обучение каратэ – это процесс формирования гармонично развитой личности. Объектом обучения является – личность, то есть индивидуум. Всё внимание в методике сосредоточено на сегодняшних достижениях занимающегося по отношению к его же результатам вчерашнего дня.
2. Соревнования или соревновательная деятельность в основе своей имеют очень чёткую и даже жёсткую конкурентную среду. Их задачей является определение лучшего здесь и сейчас по тем или иным правилам. В результате в зависимости от внешних условий (правил) выигрывает самый быстрый, самый выносливый, самый сильный и так далее. В этом нет ничего плохого, но есть одно, но. Это – ранняя специализация. К сожалению, это проблема актуальна для многих видов спорта.
3. Подобно общеобразовательной школе методика обучения каратэ предполагает формирование фундамента базовых умений и навыков не зная, и даже не предполагая о том, что из этого багажа может пригодиться каждому конкретному обучаемому. Если образно, то жизнь бросает перчатку в лицо нашему ученику, а он её поднимает и осознанно идёт дальше. Думаю, здесь будет нелишним ещё раз заострить внимание на том, что наш «школьник» практически здоров.
Соревнования = Конкуренция = Специализация (заметьте не ранняя, а правильная) – это путь побед и поражений, травм и реабилитаций ведущий лишь одного к какому-то пьедесталу. Применительно к каратэ в соревновательной деятельности мы имеем два направления – ката и кумитэ. Первое – поединок с воображаемым противником, второе – с реальным. Уже сами определения этих разделов соревновательной деятельности заставляют задуматься о том, что одно без другого нежизнеспособно. Вот мы и вышли на нашу медианную тропу познания о которой говорили в самом начале.
Пятый уровень подготовки.
Средняя школа пройдена. Аттестат, извините сертификат, о первом Дане получен. Что дальше? В Японии по этому поводу говорят: «Вы достигли уровня настоящего Начинающего».
Можно называть этот этап как угодно, ведь каждый решает сам что ему делать дальше повесить чёрный пояс на гвоздик или продолжить личностный рост.
Нас интересуют те, кто решит остаться на пути развития и самосовершенствования. Что происходит с ними на этом этапе и самое главное сколько он длится?
Как правило, чисто математически, время до следующего теста (экзамена) равняется порядковому номеру Дана минус один год. Например,
Второй Дан – 1 год = 1 год;
Третий Дан – 1 год = 2 года;
Четвёртый Дан – 1 год = 3 года.
На практике всё значительно сложнее. Промежуток до 3 Дана, а иногда и до 4-го – это самое интересное, увлекательное время «пробы пера» будущего сенсея. Именно сейчас он с головой погружается в соревновательную деятельность, ищет и развивает свой уникальный почерк борьбы. Здесь нужно отдельно сказать о том, что только сейчас у практикующего начинают появляться ответы зачем и почему он или она выполняли то или иное упражнение в «школе». Появляется внутренняя убежденность в приёме, вся тренировка пронизывается страстью и духом борьбы…
Вот в руки такого Сэнсея, обладателя 3 Дана, мы в самом начале повествования передали нашу воображаемую группу новичков.
Пятый этап каждый настоящий начинающий открывает для себя сам и только от него зависит, когда этот процесс завершится.
4. Методика обучения каратэ – дети до 16 лет. Три кризиса ответственности родителей.
Рассматривая эту сложную и противоречивую тему нам необходимо, прежде всего самим для себя, ознакомиться с возрастными этапами развития человека (ребёнка). Существует несколько вариантов трактовки временных промежутков, соответствующих тому или иному этапу. Мы в своих рассуждениях будем придерживаться следующих границ:
Первое детство – 4-7 лет.
Второе детство – 8-12 лет мальчики и 8-11 лет девочки.
Подростковый период – 13-16 лет мальчики и 12-15 лет девочки.
Каждому этапу соответствуют свои особенности развития. По этому поводу написано множество работ, рассматривающих как физическое, так и психологическое состояние ребёнка на том или ином конкретном промежутке.
Для нас важно понять и постоянно учитывать в работе три вещи:
1. При наличии еды и воды ребёнок будет расти и развиваться независимо от желания окружающих. Вопрос как?
2. Если мы принимаем на себя ответственность вмешаться в этот процесс роста и развития, то должны руководствоваться принципом – Не навреди. В этом контексте необходимо учитывать некую перспективу, то есть что мы хотим получить через условный год, пять, десять, двадцать лет и так далее.
3. Начиная работать с ребёнком (группой детей) обязательно нужно помнить о том, что любые наши действия всегда затрагивают его нервно-мышечную деятельность одновременно. Например, команда упал – отжался, может быть истолкована как подвиг (новый уровень возможностей) или как наказание, или как некое тренировочное упражнение «одно из…»
Прочитав некий объём литературы по медицине, психологии (спортивной психологии), теории и методике физического воспитания мы к своему огромному разочарованию или радости придём к однозначному выводу – Никто точно не знает, что произойдёт с конкретным ребёнком под воздействием тех или иных физических упражнений через некоторое время. Ответ всегда будет носить вероятностный характер.
Как вы могли заметить, нигде выше мы не затрагивали вопрос финансирования, иначе говоря, материально-технического обеспечения тренировочного процесса. Считаем, что с этой проблемой мы разобрались раз и навсегда, и у нас всего хватает.
Большинство литературы по теории и методике физического воспитания написано на базе изучения циклических видов спорта. Разница лишь в том, что кто-то изучал и систематизировал данные при работе (при контроле обратных реакций организма занимающегося, на те или иные тренировочные воздействия) с пловцами, а кто-то с легкоатлетами, лыжниками и т.п. Поэтому нам важно разобраться что такое каратэ как вид спорта (вид физической деятельности)?
Итак, каратэ – сложно-координационное, скоростно-силовое единоборство, по структуре движений носит ярко выраженный ацикличный характер с риском получения травмы.
Имея опыт работы со спортсменами уровня национальных команд многих постсоветских стран и воспитав с детских лет несколько МСМК РБ могу с уверенностью сказать об огромной роли тренера в процессе многолетней подготовки ребёнка – подростка – взрослого человека. Его влияние на будущий результат невозможно измерить цифрами, оно более значимо. Это тот человек, который практически становится членом семьи будущего чемпиона или наоборот берёт его (чемпиона) в свою семью, свой ментальный круг. Именно поэтому очень важно найти своего Тренера, человека с которым должны сформироваться уважительные и доверительные отношения. В противном случае чуть раньше или чуть позже ребёнок начнёт саботировать тренировки и в конечном итоге бросит заниматься.
Итак, настал момент обобщить всё выше сказанное и определиться с тем, чего же мы действительно хотим, как родители для своего ребёнка? На этом этапе повествования я сознательно не рассматриваю, не формирую вопрос о том, чего хочет ребёнок. Тому есть несколько причин. Мир меняется, и мы вынуждены как-то приспосабливаться к новым условиям жизни. Поэтому на тренировку ребёнок не ходит, а его возят и во-вторых у большинства детей начало занятий единоборствами, в нашем случае – каратэ, соответствует периоду первого детства 4 – 7 лет. Эту тему безусловно можно расширить, но особого смысла в этом нет, так как все последующие сюжеты так или иначе будут затрагивать первые два указанных нами.
После того как мысль сформировалась внутри папиной или маминой головы, в идеале на семейном совете и вы уже приготовились её озвучить сделайте паузу. Подумайте ещё раз, то что вы решили сказать должно будет стать жизнью вашего ребёнка, его жизнью, а не реализацией ваших амбиций в нём. Пожалуй, эту ситуацию можно было бы назвать – первым кризисом ответственности родителей.
Решение принято. Вы приехали в некий клуб на пробное занятие, возможно посетили нескольких тренеров или просто записались в ту секцию что ближе к дому. Что дальше?
В пункте 1.2. введения в раздел «Временные рамки – 5 уровней подготовки» указано что: «Каратэ – не является «мультиком для детей», а требует некоторого, пусть и небольшого, жизненного опыта. Поэтому, рассматриваемые ниже временные рамки относятся к лицам старше 16 лет».
Данное утверждение является аксиомой, то есть не требует доказательств. Вам кажется, что мы в тупике или автор текста не понимает о чём говорит. Отнюдь. Давайте вспомним описание возрастных этапов развития человека. Общими характеристиками каждого этапа являются следующие утверждения:
• Все дети растут неравномерно. Кто-то может опережать, а кто-то отставать в развитии, но к концу подросткового периода и те, и другие выравниваются.
• В силу неравномерности роста у детей возможны проблемы с опорно-двигательным аппаратом (сколиоз, болезнь Осгуда Шляттера и т.п.) и сердечно-сосудистой системой.
• У ребёнка постоянно идёт развитие, формирование психологических возможностей (приобретается жизненный опыт).
Теперь отвечая на вопрос: «Что дальше?» обратите внимание на те установки, которые формирует тренер, давая то или иное задание. Он тренирует или формирует, он требует или воспитывает, какой перспективой планирования он обладает. В Таблице 1 представлены примеры тех или иных возможных ситуаций. Проставив «галочки» напротив того, что вы видели на тренировках, вам не составит труда сделать вывод о том направлении развития которое есть в данном конкретном клубе. Если оно соответствует вашему представлению о каратэ, оставайтесь, если нет, ищите дальше.
Таблица 1.
Стремится как можно раньше перейти к парной работе и к соревновательной деятельности. | Планомерно выставляет биомеханику и прививает культуру движения избранного вида спорта – каратэ. О парной работе говорит в будущем времени, то есть не форсирует подготовку. |
При выполнении тех или иных заданий акцентирует внимание на стремлении быть первым несмотря ни на что. Установка победить всех! | Постоянно фиксирует результат ребёнка, показанный на том или ином упражнении и требует его улучшать. Установка превзойти себя! Знакомит с культурой и традициями воинских искусств. |
Процесс обучения сводится к определению ранней специализации и достижению на этом направлении максимального результата в детском возрасте. | Планомерно и неуклонно создаёт будущего взрослого человека, который потенциально сможет бороться в категории +18 лет с перспективой до 35 лет. Постоянно расширяет тактико-технический арсенал занимающегося, развивает координационные способности, учит анализировать текущие возможные неудачи, делать выводы и вдохновляет двигаться дальше. |
Ура! Первый этап пройден! Клуб подходит, ребёнок доволен, счастливые родители ждут результатов своей активной педагогической деятельности. Вот тут очень важно понять, чего же вы действительно хотите? Вам нужно вырастить Чемпиона или продолжателя рода, который с благодарностью будет рассказывать вашим внукам о этапах своего взросления под руководством бабушки и дедушки? Справедливости ради стоит отметить что иногда два этих состояния складываются в одно и это огромное счастье для всех окружающих и путеводная звезда для всего общества. Однако в большинстве случаев чемпионами становятся единицы.
Это – второй кризис ответственности родителей. Где-то в этом промежутке принятия решения либо тренер инициирует разговор о перспективах потенциального спортсмена, либо родители задают соответствующие вопросы сами. От принятого решения действительно очень многое зависит. Как правило такая ситуация возникает в подростковый период (пубертатный) когда начинают «играть гормоны» и ребёнок впервые заявляет о своём праве выбирать.
Родители только сейчас начинают по-настоящему понимать, что значит скоростно-силовое единоборство с риском получения травмы.
К этому моменту подросток, активно участвовавший в соревновательной деятельности уже имеет некий объём травм и психологических деформаций которые накладываются ещё и на процесс полового созревания. «Выжившие» после всех этих страхов и оставшиеся в спорте люди – достойны уважения. Они сами принимают решение остаться и продолжить бороться на соревнованиях. На грани 16 – 17 лет возникает – третий кризис ответственности родителей. Он заключается в том, что нужно принять решение ребёнка и отпустить его в каратэ.
Таким образом, в этой главе мы ни разу не затронули суть самой тренировки. Конкретный набор упражнений, бойцовский характер 10 летнего юнца, его способность выигрывать у сверстников за счёт опережающего развития в тот или иной возрастной этап не имеют ни какого отношения к тренировке в единоборстве каратэ.
Всё что происходит в тренировочной деятельности до 16 – 17 лет должно стать фундаментом будущего развития единоборца. В основе тренировки каратэ лежит осознанный выбор преодолевать физическую боль от возможных пропущенных ударов оппонента и как следствие совершенно иная психологическая подготовка. Ничего подобного на детских, подростковых тренировках не отрабатывается, а следовательно их можно и нужно рассматривать как некую разновидность гимнастики, не более того.
5. Методика обучения каратэ – единство и борьба противоположностей.
Влияние социокультурных правил на развитие и формирование будущего каратиста.
Эмоциональное развитие личности.
Влияние общества на воспитание будущих поколений огромно. С одной стороны, в некой устойчивой группе (обществе) уже имеются чётко сформулированные и оформленные в виде законов нормы поведения. С другой стороны, для не умеющих читать детей это мало что значит. Ребёнок реагирует и знакомится с окружающим миром через эмоции близких к нему людей. Этот процесс идёт издревле. В его основе лежат инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода.
Каждый инстинкт выражается в определённой модели поведения и сопровождается некими эмоциями. Предположим, что инстинкт самосохранения выражается Защитными эмоциями в виде СТРАХА и АГРЕССИИ, а инстинкт продолжения рода Контактными эмоциями – УДОВОЛЬСТВИЕ и НЕУДОВОЛЬСТВИЕ.
К нашему счастью за тысячелетия природа человека существенно не изменилась, и у нас есть блестящая возможность воспользоваться опытом предыдущих поколений.
Предлагаю взять себя любимого и проанализировать свою насыщенную, но не долгую жизнь в контексте вышесказанного… Проанализируйте также своё ближайшее окружение, и вы увидите, что все остальные инстинкты и эмоции являются производными выше перечисленных.
Для наглядности составим таблицу 2.
Защитная группа эмоций |
Контактная группа эмоций |
||
---|---|---|---|
С одной стороны, описанные эмоции являются внешним индикатором внутреннего состояния человека, а с другой формируют его поведенческую модель в той или иной ситуации. Таким образом, можно предположить, что, научившись управлять своими эмоциями, мы сможем менять своё поведение.
В этой связи важно учитывать какой запрос формирует общество, социальная группа к воспитанию подрастающего поколения в данный исторический промежуток времени.
Предлагаю рассмотреть два крайних состояния или направления развития:
• Идеальный гражданин
• Идеальный воин
Итак, идеальный гражданин в своём поведении руководствуется следующей последовательностью эмоций:
1. Страх. Именно это качество является определяющим в принятии тех или иных решений по организации своей жизнедеятельности. Эта эмоция постоянно развивается под влиянием всех тех структур, которые в конечном итоге объединяются в государственную машину управления. Человек постоянно слышит: «Туда нельзя! Делай только так!» Стремясь соответствовать этим требованиям он постоянно ожидает некоего порицания.
2. Удовольствие. Эта эмоция характеризует развитие ситуации от ранее принятого решения в положительном направлении. Человек радуется тому что есть и это предел его мечтаний.
3. Неудовольствие. Когда ранее принятое решение не оправдало ожиданий наш гражданин испытывает разочарование, при этом руководствуясь страхом как путеводной звездой он не предпринимает никаких попыток что-то менять. Его участь терпеть.
4. Агрессия. Когда терпению приходит конец происходит выплёскивание всего что накопилось. Как правило это случается совершенно спонтанно и непредсказуемо. О последствиях содеянного наш идеальный гражданин будет жалеть всю оставшуюся жизнь.
Не торопитесь оспаривать выше сказанное. Соотнесите эту последовательность эмоций со своим жизненным опытом. Возможно ваша оценка прочитанного изменится. Вы включитесь в эту игру и без особого труда сможете дать характеристику идеальному войну.
Предлагаю к анализу следующую картину:
1. Агрессия. Наш воин физически сильный и профессионально подготовленный человек. Любую ситуацию пытается решать с позиции доминирующего персонажа.
2. Удовольствие. Добившись желаемого, он безусловно испытывает радость и в этот момент самолюбование его второе имя.
3. Неудовольствие. Ситуация обратна предыдущей. Руководствуясь этой эмоцией, наш герой подымает уровень агрессии на новую высоту и снова пытается доминировать в решении возникших вопросов.
4. Страх. Исчерпав все возможные для него уровни агрессии и не добившись никакого результата, идеальный воин начинает испытывать страх. Его картина мира ломается.
Для большей наглядности сведём наши доводы в Таблицу 3.
1. Страх | 1. Агрессия |
2. Удовольствие | 2. Удовольствие |
3. Неудовольствие | 3. Неудовольствие |
4. Агрессия | 4. Страх |
Уже сама по себе Таблица 3. может стать поводом для серьёзных умозаключений. В контексте рассматриваемой темы следует заметить, что в каждом обществе присутствуют и те, и другие. На разных исторических этапах соотношение и тех, и других различно. Единство и борьба противоположностей в социуме реализуются через решение возникающих конфликтных ситуаций. Таким образом мы приходим к двум интересным обобщениям. Во-первых, конфликты в обществе были, есть и будут. Во-вторых, обществу необходимо научиться искать компромиссы.
Пять стадий развития конфликта.
Каким бы ни был конфликт он всегда имеет одни и те же стадии развития. Их всего пять – реагирование, ответ, перехват инициативы, борьба за доминирование, решающее действие. Давайте разберём их подробно с позиции «жертвы», то есть в отношении нас совершён какой-то акт агрессии.
Стадия первая – реагирование.
Ни что не предвещало беды и вдруг на нас напали. Прошу заметить, что нет разницы в том какое это было нападение вербальное или физическое важен сам факт наличия конфликтной ситуации. Что делать?
Возможное решение - убежать (отмолчаться). В данном случае конфликт не решается, а лишь откладывается на какое-то время.
Возможное решение – остаться и пафосно умереть или сдаться на милость победителя. Такая ситуация имеет право на существование, но по своей природе конфликтом не является. Только наличие противодействия действию можно считать конфликтом. (Будет не лишним вспомнить третий закон Ньютона – Каждому действию есть равное и противоположное противодействие иначе взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны.)
Возможное решение – остаться и «бороться». На стадии РЕАГИРОВАНИЯ это решается принятием некой статичной формы (стойки), которая сохраняет дистанцию взаимодействия для последующего ответного действия.
Стадия вторая – ответ.
Возможное решение – на вербальном уровне мы вступаем в полемику, например, говорим: «Да, но…», а в контактном противостоянии нам необходимо принять удар (сблокировать, защититься «подставкой», сопроводить и т.п.), то есть так или иначе необходимо соприкоснуться с агрессией оппонента. При этом со стороны будет казаться, что никакой борьбы нет. Просто один бьёт, а второй каким-то чудом уворачивается.
Стадия третья – перехват инициативы.
Возможное решение – на вербальном уровне мы обязаны высказать некий аргумент в отстаивании своей позиции, а в реальном поединке нам предстоит нанести удар по агрессору. Целью этих действий является необходимость сбить атакующий потенциал соперника и получить возможность для развития своей атаки или разрыва дистанции для затягивания времени (вдруг мысль придёт или друзья помогут).
Стадия четвёртая – борьба за доминирование.
Наивно предполагать, что после нашего удара оппонент, который готовил этот акт агрессии, взвешивал возможные риски откажется от борьбы. Скорее всего у него сработает поведенческая модель «Идеального война», то есть он постарается перейти на новый уровень агрессивных действий. На вербальном поле это может дойти до оскорблений, а в уличной ситуации – более высокие скорости, более короткие дистанции, нанесение ударов в уязвимые части тела и т.п.
Проходя стадию – ПЕРЕХВАТА ИНИЦИАТИВЫ – нужно быть готовым к описанному выше сценарию. Борьба за доминирование опасна для обеих сторон конфликта. Никто не знает на чьей стороне будет удача.
Стадия пятая – решающее действие.
Если вы ещё помните, то мы говорим о конфликте как таковом, следовательно, предлагаемый алгоритм действий имеет универсальный характер для разрешения тех или иных ситуаций. Поэтому очень важно понять и принять итоги БОРЬБЫ ЗА ДОМИНИРОВАНИЕ.
Возможный итог – поражение одной из сторон конфликта.
Возможный итог – победа одной из сторон конфликта.
Возможный итог – никто не победил, никто не достиг явного преимущества – конфликтующие стороны разошлись. Это самый тяжёлый вариант развития событий, его должна предложить одна из конфликтующих сторон, при этом сохранив лицо в глазах социума.
По завершении любой конфликтной ситуации каждая из сторон делает свои выводы и двигается в своём направлении развития либо как «Идеальный гражданин», либо как «Идеальный воин». Вы скажете есть много промежуточных ситуаций и будете безусловно правы. Единство и борьба противоположностей именно это и объясняют.
Влияние социокультурных правил на развитие и формирование будущего каратиста.
Давайте вернёмся к изначальной теме: «Влияние социокультурных правил на развитие и формирование будущего каратиста». С позиции предыдущих умозаключений, руководствуясь постулатом о единстве и борьбе противоположностей, мы именно сейчас должны заявить о том, что и «идеальные войны» (будущие каратисты) оказывают влияние на формирование социокультурных правил. Для наглядности перекрёстных процессов сведём в одну Таблицу 4. пять стадий развития конфликта и пять уровней подготовки, рассмотренных нами ранее в разделе «Обучение каратэ – временные рамки или 5 уровней подготовки». Таким образом мы сможем проанализировать поведенческую модель человека из социума, оказавшегося в конфликтной ситуации с ответными реакциями обученного по традиционной методике каратиста.
Таблица 4. Соответствие уровней подготовки существующим стадиям развития конфликта.
2 |
Реагирования Ответ |
1-й уровень | 9,8,7 Кю | Кихон-Нихон-кумитэ; Кихон-Гохон-кумитэ; Кихон-Санбон-кумитэ |
Перехват инициативы | 2-й уровень | 6,5,4 Кю | Кихон-Иппон-кумитэ | |
Борьба за доминирование | 3-й уровень | 3,2,1 Кю | Каэси-кумитэ – неуспешная атака; Окури-кумитэ – неуспешная защита; Дзию-Иппон-кумитэ – здесь это момент разучивания новых приёмов (кругозор) |
|
Решающее действие «победа или смерть» | 4-й уровень | 1 Дан | Дзию-Иппон-кумитэ – атакующий обозначен и не ответить на атаку нельзя | |
Решающее действие «возможна ничья» | 5-й уровень | 2 Дан и далее | Дзю-кумитэ – каждый одновременно является и «хищником», и «жертвой» |
Перед тем как приступить к анализу Таблицы 4. дадим определение понятию умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Итак:
• Первым двум стадиям развития конфликта соответствует первый уровень базовой подготовки, в котором формируются исключительно умения защищаться, сохраняя дистанцию взаимодействия. В психологическом плане происходит обучение принятию «вызова». Ничего другого здесь нет и быть не может.
• Третьей стадии развития конфликта соответствует второй уровень базовой подготовки в котором максимально вариативно раскрывается идея «Защита-Ответ» (ГО-НО-СЕН), где как мы уже знаем Защита = Реагирование + Ответ, а Ответ = Перехват инициативы, то есть удар. Разучиваемое количество приёмов с одной стороны расширяет кругозор занимающегося, показывая ему как, каким образом может быть осуществлено нападение, а с другой формирует психологическую устойчивость по отношению к оппоненту и создаёт предпосылки для выполнения ответного удара с той или иной степенью эффективности.
• Четвёртой стадии развития конфликта соответствует третий уровень базовой подготовки в котором развивают умения преодоления возможных неудач. Впервые в методике появляется идея о том, что ваша атака или контрприём, могут быть неуспешными! Это своеобразный водораздел. Растут требования к скорости и силе атакующих действий, следовательно, и защитных реакций. Картина мира меняется и те, кто хотел всегда исключительно побеждать остаются на предыдущей стадии развития. Те же кто остался продолжают повышать свою стрессоустойчивость.
• Пятая стадия развития конфликта чрезвычайно интересна! По легенде где-то к четвёртому уровню базовой подготовки обучаемый должен овладеть техникой Ikken Hisatsu – Одним ударом наповал, но к счастью этого не происходит. Почему к счастью?
Давайте представим себе некое общество, в котором всяк кому не лень обладал такой способностью. В истории человечества такое уже было. Кто сильнее, тот и прав! Этим лозунгом и сейчас руководствуются многие «сильные мира». К чему я об этом говорю? Зная о том, что такое уже было и возможно повторится ещё не раз, нам нужно к этому подготовиться. Каким образом? Фраза из таблицы 4. «победа или смерть» наиболее ярко раскрывает суть подготовки на этом этапе. Оба соперника должны выполнять атакующие или защитные действия руководствуясь этим принципом. Уровень агрессии должен постоянно расти, время на принятие решения сокращаться. Но главное в этих заданиях – научиться возвращаться в первоначальное спокойное состояние после каждого эмоционального выброса. Таким образом развивается умение ВХОДИТЬ и ВЫХОДИТЬ в агрессивное состояние совершенно спонтанно. На этом можно было бы поставить точку, но в методике есть ещё пятый уровень подготовки.
«Возможная ничья» - что это? Это поединок которого удалось избежать… Человек продолжающий изучать каратэ на пятом уровне подготовки становится не конфликтным, не заметным, не амбициозным. Он может предложить «мир» (принести свои извинения) некоему агрессору если будет понимать, что это сохранит ему жизнь…
Что же такое каратэ?
Теперь настало время расшифровать определение каратэ как вида спорта которое мы сформулировали в предыдущих главах. Повторим его снова: «Каратэ – это сложно-координационное, скоростно-силовое единоборство, по структуре движений носит ярко выраженный ацикличный характер с риском получения травмы». В этом определении собраны критерии профессионального отбора в спорт каратэ и указаны направления развития спортсменов. Разберём все по порядку:
1. Каратэ – сложно-координационное. Любые виды деятельности затрагивающие вопросы развития координационных способностей так или иначе ведут к совершенствованию мыслительных способностей заставляя включаться в работу и левое, и правое полушария головного мозга. Тем не менее существуют генетически одарённые люди и в этом плане. Безусловно, освоение ими технического материала будет происходить несколько быстрее чем у остальных.
2. Каратэ – скоростно-силовое. Говоря о развитии скорости и силы мы должны взять за основу состояние сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Если имеются отклонения от нормы, то тренировки этой направленности только усугубят ситуацию.
3. Каратэ – единоборство. Это значит, что мы имеем дело с контактным видом физической деятельности, где результат зависит и от соотношения психологических состояний соревнующихся в том числе. Появляются различные тактические модели поведения, основанные на силовом компоненте.
4. Каратэ – по структуре движения имеет ярко выраженный ацикличный характер. Поединок в спортивном каратэ постоянно меняется как по площади перемещения, так и по скорости, а также чередуется различными паузами как из-за действий самих спортсменов, так и судейской бригады.
5. Каратэ – несёт риск получения травмы. Как и в любом другом единоборстве получение травмы возможно и в каратэ. Понимание этого факта обязательно для каждого кандидата в спортсмены.
Вывод – спортсмен каратэист – это координационно одарённый, практически здоровый боец, быстро адаптирующийся в меняющейся обстановке и умеющий оценивать риски (брать ответственность/инициативу на себя).
Много ли людей с такими параметрами в традиционном каратэ и много ли традиционного каратэ несут в себе эти люди? Это опять вопрос диалектики…
Потенциально в каждом из нас скрывается будущий каратист или думает, что скрывается!!!
Спасибо что дочитали до конца.