На моё индийско-непальское приключение по северным районам выделялось от силы три недели: посмотреть на горы и поехать обратно в теплые края — в Гоа.
Двукратная индийская виза позволяла проехать дугой под Гималайским хребтом — Дарджилинг, Сикким, Катманду — и обратно на юга. Надо сказать, что Дарджилинг (индийский штат Западная Бенгалия) находится высоко (2134 м.) и выглядит как средних размеров деревня, что не мешает там жить ста тридцати тысячам людей. Куда все эти люди прячутся, так и осталось загадкой. Я не мог предположить (а до этого я не знал), что здесь находится знаменитый и аутентичный центр шотокан-карате. Который, не смотря на несколько попыток, так и не удалось найти. Затем была поездка в заповедный Сикким и обратно, опять изучение Дарджилинга — но каратистов вычислить всё не удавалось. Не солоно хлебавши, я двинул в Катманду, т.к. уж в столице горной страны что-то такое должно было быть. Оказалось, что здесь не просто секция, а вполне себе федерация со всеми причитающимися регалиями.
Намеченная дуга маршрута
Жизнь в Катманду начинается рано утром, и поэтому тренировки ожидаемо начинались почти на заре — в 6:30. Дорога из туристического района Тамель до места занятий занимает приблизительно 50 минут, транспортом пользоваться бесполезно — по узким извилистым улицам проще идти ногами. Тем более, что раннее утро — это то редкое время, когда еще не весь город проснулся, и можно насладиться видами старого города не проскальзывая между такси и не уворачиваясь от рикш. Примечательно, что до 5 утра просыпается много непальцев: в городе многочисленные спортплощадки заполнены бегающими, делающими зарядку и просто медитирующими людьми.
Массовые занятия на стадионе
Туристический район “Тамель”
Конечно же, до того как начать ходить на занятия, стоило найти сам клуб. Интернет подтверждает лишь факт его существования, без подробностей. Зато в первой кофейне, еще на окраине города, мне указали на карте точное расположение. Когда пришел на место, то посоветовали вернуться завтра и пораньше.
Итак, знакомство с клубом произошло ранним утром. На вопрос “можно с вами позаниматься карате?” один из старших с черным поясом сказал “ОК” (правда, ему пришлось спросить перевод с моего английского у одной из студенток лет этак двенадцати). Без лишних расспросов начали тренироваться. Благодаря тому, что зал находится в в спорткомплексе стадиона, есть возможность пробежать кросс — километра 2-3 — что очень даже в радость, т.к. солнце еще толком не взошло и царит бодрящая прохлада. После пробежки сразу идем в зал, где начинается разминка, ядро которой это базовый кихон и отжимания с приседаниями. Учитывая отсутствие татами и двухмесячный перерыв в занятиях, мне на следующий день многого стоило встать с кровати. А встать в любом случае было необходимо, так как тренировки 6 раз в неделю (конечно, геройствовать не хотелось, и я ограничился нагрузкой в 4-5 тренировок). Обычно ближе к концу занятия выполнялись ката или кихон-иппон связки. С последним у меня было всё в порядке, сказывался и опыт минских тренировок и то, что непальцы в среднем меньше ростом, и это давало мне фору. Что же касается ката, то здесь, конечно, я едва держался в их темпе.
Выходить из гостиницы каждый день приходилось еще затемно, когда местные жители только начинали окуривать благовониями бесконечные святые “точки” или просто магазины, велорикши и т.п. В это время еще ничего не работает, но всегда можно купить так называемого чая (“так называемый” потому, что это не чай в нашем понимании, а сладкое молоко со щепоткой чая в гранулах). В придачу — что-то вроде пончика, обладающего невероятным вкусом и готовящегося прямо на месте в кипящем масле. В целом, вполне достаточно, чтобы согреться после ходьбы по прохладным еще улицам.
Раннее утро и традиционный чай
Рутина тренировок разбавилась одним особым днем. Все началось с того, что нас построили на пробежку не на стадионе, как раньше, а за воротами. И это казалось странным, ведь в Катманду не лучший воздух и тротуары для бега. Ну, мало ли — не спорить ведь, тем более местный тренер не вполне понимал английский. Стандартные несколько километров, и мы прибегаем в один из священных и самых красивых районов города — в Лалитпур. Это оказалось своего рода мини-паломничество всем классом, дабы вкусить духовной пищи и приобщиться к вечным индуистским ценностям. Впрочем, пестрота форм религиозного проявления непальцев не дает возможности назвать их чистыми индуистами — здесь в ткань повседневной жизни густо вплетены проявления анимизма (“кругом духи”) и буддизма. На обратном пути мы “забегали” в еще парочку не настолько центральных храмов — видимо, потому, что у некоторых были свои “любимые божества”.
Построение перед кроссом-паломничеством
Мирные индуистские ценности, по моим наблюдениям, вполне себе сочетались с твердостью и основательностью традиционного японского карате, начиная от строгой иерархии (сэмпай, сэнсэй, гуру — в активном языковом обиходе) и заканчивая жесткостью в работе и неприемлемостью слабоволия. Надо сказать, работать было приятно и понятно, хотя для меня и жестковато.
В итоге, за 9 проведенных тренировок я, как говорится, пообтесался, привел себя в форму, но, увы, ничто не вечно — пришлось возвращаться в Индию, чтобы лететь домой в Минск.
Сергей Панасюк. Сэнкё, Минск