SANKER CUP 2020

SANKER CUP 2020
 

Pro-K / 4 – Интервью с Гаевским Святославом Олеговичем по итогам семинарских занятий по аттестационной программе 5 кю

 Pro-KARATE 2017

Атрибутика степеней мастерства в каратэ представляет собой систему цветных и чёрных поясов, называемых "оби". Пояс – это не просто полоска ткани, удерживающая каратэги запахнутым. Это также и особый символ – своеобразная отметка о количестве времени и сил, вложенных человеком в постижение боевого искусства. Один из главных принципов обучения каратэ – последовательность. Поэтому даже ученическим степеням кю соответствуют свои полномочия, касающиеся помощи младшим ученикам.

Для грамотной реализации последовательности обучения особенно важны семинарские занятия по программам степеней кю. Ведь именно они позволяют инструкторам обновить практические знания, скорректировать программы тренировок, повысить степень их адаптивности. А спортсмены с цветными поясами благодаря таким мероприятиям получают дополнительные возможности подготовки к экзаменам.

13 мая 2017 года на базе МОО СК "Сэнкё" состоялись семинарские занятия программы PRO-Karate, посвящённые аттестационной программе 5-го кю (синий пояс). Руководство семинаром осуществляли обладатели чёрных поясов 5-го дана Председатель Ассоциации "Минская Федерация Каратэ" Пятько Павел Станиславович и Гаевский Святослав Олегович – глава технического комитета организации. В рамках занятий были рассмотрены основные требования и критерии оценки экзаменационных разделов "Кихон", "Ката" и "Бункай-ката", "Якусоку-кумитэ". Как и в прошлые разы, Святослав Олегович согласился уделить нам время для подробных ответов на вопросы.


- Святослав Олегович, сегодня Вы провели семинар по аттестационной программе 5 кю. Скажите, насколько она по своему содержанию отличается от программы более ранней степени?

- Программа 5-го кю немного дополняет программу предыдущего зелёного пояса. По сути, её отличают лишь несколько новых техник. Связано это, прежде всего, с необходимостью увязать технику обязательного ката (яп. "Шитей-ката") с содержанием раздела "Кихон". В данном случае это ката "Хейан-ёндан", где используется техника открытой руки. Именно эти и некоторые другие элементы дополнили программу.

- Вы отметили, что комбинации прямых ударов руками заканчиваются в своём разнообразии на уровне 6-го кю. Но в целом техника рук стала сложнее. Появилась также новая ударная поверхность "хайто" (яп. "обратная сторона меча") – ребро ладони со стороны указательного пальца. Насколько развитие навыков использования "хайто" актуально для спортсменов, посвятивших себя кумитэ?

- Практика каратэ – это прежде всего изучение основ школы, а уже только потом соревнования. Даже в случае, когда акцент делается сугубо на практику поединков, базовая техника очень важна. Если мы поменяем разделы местами, то попросту выдавим традиционные техники, запрещённые правилами. Удары с использованием ударной поверхности "хайто" – например, "хайто-ути", – активно используются на турнирах в Японии и странах Азии, но практически не оцениваются в Европе.

- Позвольте ещё один вопрос по поводу подраздела "Тэ-вадза" ("Удары руками") – о комбинации "санрэн-дзуки". Связка впервые появляется в программе на 9 кю и в дальнейшем повторяется. Она принципиально важна, или же это дань традиции? Почему не два, не четыре удара, а именно три?

- Если мы говорим об аттестации на 9-й кю, то там комбинация санрэн-дзуки является "вершиной" раздела "Тэ-вадза". В программах на следующие степени "санрэн-дзуки" присутствует потому, что ученику нужно закрепить свои навыки. Но если раньше она была "вершиной", то теперь это основа, от которой отталкиваются другие комбинационные действия.

- Почему три удара? В технике "санрэн-дзуки" заложено выполнение трёх основных элементов: "ой-дзуки" – "преследующий" удар с шагом вперёд, "гяку-дзуки" – удар дальней разноимённой рукой из положения стоя на месте, и "дзюн-дзуки" ("кидзами-дзуки") – удар передней рукой из того же положения. Таким образом, эта базовая техника служит для закрепления всех основных прямых ударов руками.

- В разделе "Кэри-вадза" ("Удары ногами") появляется техника "уширо-гери". Вы показали, что этот удар предполагает не только правильный разворот корпуса, но и особую работу ног. Скажите, правильная техника "уширо-гери" доступна любому человеку, или же она требует серьёзных навыков в плане движений ногами и хорошего вестибулярного аппарата?

- Любая техника доступна, и "уширо-гери" в этом плане не исключение. Просто на отработку удара кому-то потребуется больше времени, кому-то меньше. Техника "уширо-гери" сложна координационно потому, что чаще всего удар выполняется с разворотом. Удары ногами – вообще не самая простая техника, поэтому их отработка требует большего времени, хорошей физической подготовки, гибкости, подвижности суставов.

- Что касается вестибулярного аппарата – это важно, но здесь он не играет большой роли т.к., перевод взгляда в момент удара производится не посредством вращения, а с помощью наклона головы.

- При рассмотрении раздела "Кихон-иппон-кумитэ" Ваш коллега Пятько Павел Станиславович акцентировал внимание на важности умения работать и в правую, и в левую сторону. Почему это так важно?

- Техника и приёмы всегда разучиваются на обе стороны. Традиционно при демонстрации "Кихон-иппон кумитэ" атакующий принимает левостороннюю стойку для удара более сильной рукой или ногой. Но на тренировке нужно выполнять технику на обе стороны. Более того, если Вы, допустим, правша, то чем больше Вы развиваете левую руку, тем лучше становится работа и ведущей руки. Это связано с особенностью работы полушарий нашего мозга. Если развивать только правую сторону, то попав в ситуацию поединка с левшой, Вы будете серьёзно ограничены. Потому что левша нарабатывает приёмы против правши, а правша чаще всего тренируется тоже с правшой.

- Несколько вопросов по разделу "Ката". Обязательным ката при сдаче на 5 кю является комплекс "Хейан-ёндан". Многие инструкторы определяют это ката как наиболее сложное из серии "Хейан" в связи с координационной сложностью, использованием различных ударов ногами, непростыми блоками. В чём секрет его хорошего исполнения?

- Ката "Хейан-ёндан" действительно сложное. Но на мой взгляд, оно и самое интересное и зрелищное из серии. Здесь мы видим многообразный ритм, чередование медленных и быстрых движений, сложную работу ног. Однако моё мнение таково, что прилежность отработки ката не должна зависеть от его сложности. Каждому ката, как и базовой технике, нужно уделять большое внимание. Если техника выполняется правильно, то и проблем с выполнением ката не возникнет. Особое внимание должно быть уделено расшифровке приёмов. Например, в данном ката используется удар ребром ладони - "сюто-ути". Непосредственно при исполнении мы его не наблюдаем, однако в "бункай" он присутствует. Значит, Вы обязаны его знать. Но где же его в таком случае изучить? Наша аттестационная программа, связывающая между собой "трёх китов на букву К" – "Кихон", "Ката" и "Кумитэ" – предусматривает такую возможность.

- Как в целом выглядит успешный план отработки ката? Он должен быть похож на разучивание музыкального произведения, когда целое делится на части и потом соединяется вновь, или на рисование пейзажа, где сначала делается общий эскиз, а потом "уточняются" детали?

- Любой процесс обучения технике требует разделения на части. План изучения ката выглядит так. Первым делом Вы изучаете общую схему - "эмбусэн". Следующий шаг – наработка элементов по частям. На этом этапе происходит также осознание применяемых техник. Далее следует объединение частей в одно целое - ката (технический комплекс, форму). Затем – наработка ритма и т.д.

- В заключение несколько общих вопросов об аттестационной программе. Готовясь к встрече, я просматривал программы, находящиеся в Интернете в открытом доступе. Система подготовки в разных школах может отличаться кардинально – вплоть до значения цветных поясов. При этом в некоторых школах отдельные экзаменационные разделы составляют вопросы по истории развития стиля и по терминологии каратэ. Может ли что-то подобное иметь место у нас?

- В рамках семинара мы рассмотрели аттестационную программу с точки зрения выполнения приёмов и критериев их оценки. Сама же программа, которая будет издана в форме пособия, будет включать в себя таблицы с перечнем техник, которые обучающийся должен знать на конкретную степень кю. По сути, тот, кто следует программе, одновременно будет изучать и терминологию, ведь техника перечислена в ней на языке страны боевого искусства. Что касается вопросов по истории, то данное начинание я считаю правильным. Теоретическая часть очень важна и должна присутствовать в программе аттестации, особенно на ранние степени. Учащийся должен знать историю каратэ, историю стиля, которым занимается, помнить, кто является основателем школы. Ведь если мы говорим о боевом искусстве как о традиции, то наша задача – сохранить её и передать дальше.

- В некоторых школах сдача на ученические степени предусматривает раздел "Джиу-джитсу". Сегодня Вы демонстрировали подобные элементы при объяснении "бункай" ката "Хейан-ёндан". Есть ли смысл вводить такой раздел, или это слишком усложнит экзамен? И насколько нужна эта практика соревнующимся спортсменам?

- Прежде всего, давайте вспомним, что каратэ - это искусство рукопашного боя. Арсенал каратэ содержит бросковую технику, захваты и болевые приёмы. Но основное – это удары, в этом и отличие единоборства. С другой стороны, арсенал джиу-джитсу включает удары руками и ногами. Но называть это приёмами каратэ или приёмами джиу-джитсу неправильно. Это или удар, или бросок, но не "бросок джиу-джитсу" или "удар каратэ".

- Существуют разные стили каратэ и разные правила соревнований. Исходя из этого формируются и требования программы. Мы занимаемся Сётокан каратэ. На мой взгляд, не стоит перегружать аттестационную программу, включая в нее разделы с болевыми приемами и бросками – особенно на раннем этапе. Всему своё время. Конечно, если до занятий каратэ Вы занимались борьбой, то отказываться от этого опыта нельзя. Вы можете использовать свои навыки в "кумитэ" и при демонстрации "эмбу".

- Для спортсменов, участвующих в соревнованиях, умения применять броски и подсечки и защищаться от них очень важны. В случае завершения броска ударом такие действия высоко оцениваются.

- Бросковая техника в нашей программе появляется в разделе "Дзию-иппон кумитэ", который предшествует свободному спаррингу.

- Когда новая аттестационная программа вступит в силу?

- Первые экзамены по новой программе в Минской федерации каратэ планируются в декабре 2017.


Сергей Маевский.

Фото предоставлены Сергеем Филипповичем. Больше фото с семинара смотрите в клубном аккаунте Flickr.

Поделиться:

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
  • Allowed HTML tags: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Lines and paragraphs break automatically.
  • You can embed tablemanager tables within your nodes using the following syntax:
    [tablemanager:table_id,pagination,admin_links,column=?|start=?|end=?,attribute=?|attribute=?|...]
More information about formatting options

Contacts

Address
7 Niakrasava str, Minsk

Phone
(from 9:00 till 20:00)
+375 29 611 7907

Email
senko@bk.ru

All visitors